После протезирования начинается основная работа по абилитации и реабилитации ребёнка с нарушением слуха. Прежде всего, необходимо приучить ребёнка к слуховым аппаратам и научить ими пользоваться. Сколько времени займёт этот процесс зависит от конкретного человека. Иногда для этого требуется до 6 месяцев.
Важные аспекты:
- индивидуальный слуховой аппарат подбирают и настраивают согласно данным аудиограммы.
- для того, чтобы пользоваться слуховым аппаратом необходимо обязательно заказать индивидуальные вкладыши, которые должны плотно прилегать к ушной раковине ребёнка
- необходимо также следить за усилением громкости, т.к. слишком сильное усиление будет травмировать ухо ребёнка, и это может провоцировать отказ носить аппарат.
- носить слуховой аппарат нужно всегда ( с утра до сна)
- сначала ребёнка постепенно приучают носить аппарат, начиная с нескольких минут. Если ребёнок устал, отключите слуховой аппарат и дайте ему отдохнуть. Постепенно он научится слушать дольше, а со временем будет пользоваться им на протяжении всего дня. Но растягивать время привыкания не следует, потому что, чем раньше ребёнок привыкнет к аппарату, тем успешнее будет обучение.
- сначала дайте возможность ребёнку слушать звуки в тишине вашего дома: это и звон посуды, звук работающего пылесоса, шум воды и т.п.
- при постоянной носке слухового аппарата остатки слуха развиваются двумя путями: естественно (различные шумы, из которых складывается жизнь) и в процессе упражнений, направленных на развитие слуховой функции.
Упражнения для развития слуховой функции необходимо выполнять ежедневно:
- научить ребёнка воспринимать слуховой сигнал ( музыкальный, бытовой, речевой)
- выделять определённый сигнал среди других;
- связывать сигнал с источником (музыкальный звук с соответствующим инструментом, а звучание слова с предметом или действием).
- говорить с ребёнком необходимо чётко, голосом нормальной громкости и повернувшись к нему лицом.
- слова и фразы выговаривать не меняя своей манеры говорить ( не говорить по слогам, не растягивать слова, не открывать широко рот).
- реакцией на вашу речь будет общее оживление ребёнка, его радостная улыбка, появление голоса, шевеление губами, открывание и закрывание рта.
- ребёнку необходимо петь простые детские песенки, много разговаривать с ним, т.е. малыш должен жить в такой же среде, как его слышащие ровесники.
- Как можно чаще хвалите ребёнка даже за незначительные успехи (улыбнитесь, погладьте по голове, похлопайте в ладоши).
- если вы будете усердно и регулярно работать, то слух будет играть всё большую роль в развитии ребёнка.
- при систематической работе вы увидите результат уже через три месяца.